Мы сотрудничаем с родителями, помогаем им растить успешного ребенка, радостно воспринимающего жизнь.

8 (411) 34 3-34-20
Написать нам

Проект «Ситим-ИЛиМ»

по введению информационно — коммуникативной технологии в культурно-образовательное пространство сетевого взаимодействия социальных институтов наслега.

Совместный проект социальных институтов Октябрьского наслега Нюрбинского района Республики Саха (Якутия).

Муниципальное образование «Октябрьский наслег» Нюрбинский район Республики Саха (Якутия).
с. Антоновка 2019

Глоссарий

ИЛиМ — Инновационность, Лабильность, и Мобильность.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Информация — совокупность каких — либо данных, знаний.

Коммуникация — путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Введение

Структурные единицы общества, социальные институты небольшого наслега, или микрорайона (түөлбэ) совместно с семьей по-своему передают ребенку социальный опыт. И на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду — образовательное пространство. Введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов может быть более эффективным и качественным при взаимной деятельности взрослых. Только в диалоге социума с семьей создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В сельской местности нестабильность общества, социальная напряжённость и экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, на первом — выживание семьи. Ситуацию можно изменить за счет диалога с семьей социальных институтов наслега (школа, детсады, клуб, библиотека, общественные организации, сообщества). Их взаимодействие с семьей может быть более мобильным и эффективным при использовании информационно — коммуникационных технологий и современных средств телекоммуникации т. к. это обеспечивает:

  • оперативное получение информации и экономию времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фото- и видеоматериалы;
  • индивидуальный подход к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание групповой работы с индивидуальной;
  • расширение информационных потоков для субъектов коммуникации.

Актуальность темы

На основании проекта «Ситим» по социально-экономическому развитию наслега социальные институты с 1997 года взаимодействуют между собой по 5 направлениям, но при этом не по всем направлениям активно и успешно. Например, духовно-нравственное развитие части населения остается за пределами взаимодействия культурно-образовательных учреждений с социумом.

Также, технология взаимодействия субъектов проекта «Ситим» за 22 года морально устарело. Время требует современные формы и виды коммуникаций, которые мобильно и эффективно содействовали бы развитию партнерских взаимодействий социальных институтов наслега по проекту «Ситим».

В ходе реализации проекта достигнуты определенные успехи и выявлены некоторые проблемы. Одной из проблем является дефицит времени, нехватка ресурсов. Проблема усложняется недостаточным использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в партнерстве социальных институтов наслега. ИКТ обогатило бы содержание их деятельности, обеспечило бы лабильность их связи.

Введение в полном объеме ИКТ в партнерство культурно-образовательных учреждений, общественных организаций наслега стало бы одним из инструментов воздействия на повышение духовно-нравственного статуса семьи как структурной единицы социума.

О социуме с. Антоновка

Общее число жителей наслега — 2738чел, из них мужчин 1341, женщин 1397, детей — 1033 (из них от 0-6 лет 353, от 7-16 лет 680).

  • Количество семей — 1005, из них малоимущих семей 126 (в них 752 чел.)
  • Численность трудоспособного населения −1679чел. Население в основном занято в сельском хозяйстве, много работников бюджетных учреждений
  • Социальный статус населения: рабочие-170, служащие-584, учащиеся-737, студенты-92, пенсионеры-500, домохозяйки-93, инвалиды-198 (из них 40 работающих), зарегистрированные безработные-135
  • На территории Октябрьского наслега находятся предприятия: средняя школа, 2 ДОУ «Биhик» и «Ромашка», реабилитационный центр «Арчы», интернат спортшколы на 50 мест, спортзал, Дом народного творчества «Түhүлгэ», библиотека, выставочно-образовательный центр, участковая больница на 25 мест, почта с филиалом сберкассы, ОАО «МТС Нюрба -Агро».

Свод-анализ реализации социо-культурного проекта «СИТИМ»

Позитивные факторы

Негативные факторы

Взаимодействие социума наслега

Действующая модель «Ситим» сетевого взаимодействия социума наслега по социально-экономическому развитию направлено на развитие инфраструктуры села, поддержку малоимущих граждан, на пропедевтику «группы риска».

При реализации проекта отсутствует социально-педагогическое сопровождение молодых семей с детьми. Духовно-нравственный климат некоторых семей, алкоголизм женщин, нестабильность браков, увеличение числа разводов вызывает тревогу и требует эффективных действий со стороны культурно-образовательных учреждений при сопровождении семьи, как социального института.

Экономическое положение населения

Коренное население имело стабильный доход от содержания личного хозяйства. В последние годы идет ежегодный прирост населения за счет демографического роста и миграции из наслегов улуса.

Личное подсобное хозяйство семьи со сменой поколения приходит в упадок, при этом оскудевает бюджет семьи. Также, дефицит рабочих мест для молодых специалистов, экономическая нестабильность населения, наличие неблагополучных семей и групп риска усугубляет их социальное положение.

Гражданские сообщества

гражданские сообщества (клуб бабушек «Алгыс», сообщество «Дьүөгэлиилэр», «Эрэллээх Ађалар», литературно-музыкальный салон «Иэйии») активны, саморазвиваются и выходят на уровень региона, республики.

Деятельность сообществ в основном направлена внутрь; недостаточно эффективно организована работа с группами риска и пассивной частью социума наслега по духовно-нравственному направлению.

Информационная справка о культурно-образовательных учреждениях и общественных формированиях наслега:

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад им. А. Г. Габышева села Антоновка Нюрбинского района Республики Саха. Рассчитан на 100 детей, 4 группы, списочный состав 132 детей. Режим работы — пятидневный, 12 часов. МТБ: электро-отопление, имеются канализация и водопровод. Имеется физкультурный и музыкальный зал, медицинский и методический кабинеты.

МБОУ «Антоновская СОШ им. Н. Н. Чусовского» Численность учащихся — 592. Всего 30 класс-комплектов. Численность педагогов — 73. Агропрофилированная школа, член Ассоциированных школ ЮНЕСКО. МТБ — трехэтажное каменное здание, мастерская, пришкольный опытный участок, земельные участки, летняя база «Букчай», автобус ПАЗ, трактор МТЗ и др.

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Ромашка» села Антоновка Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) 9 групп, 169 детей. Общеразвивающие группы-8, и 1группа — для детей-инвалидов и с ОВЗ. Всего работников — 58 человек, педагогов — 27. Имеется физкультурно-музыкальный зал, медицинский и методический кабинеты.

Общественные организации: молодежная организация «Куочай ыччата», Совет «Түөлбэ», клуб бабушек «Алгыс», Совет отцов «Аҕа баһылык», литературный салон «Кыраһа», клуб автолюбителей «Автоледи», клубные формирования по интересам при ДНТ «Түһүлгэ».

Муниципальное бюджетное учреждение Дом народного творчества «Түһүлгэ» имени А. Я. Овчинниковой. Основные направления деятельности: сохранение и развитие народного творчества и этнокультуры, социально-культурная деятельность. Охват населения: 800 чел. Всего формирований: 25. Всего работников:14.

Октябрьская сельская модельная библиотека. Количество читателей — 1534, посещений — 11304. Книговыдач — 26348. Работников — 2 человека.

Выставочно-образовательный центр. Направление деятельности: краеведение. Работников — 1 человек.

Анализ существующей ситуации

Проведено мониторинговое исследование функционирования семьи, использование ИКТ населением и ИКТ-компетентность участников проекта методом социального опроса и анкетирования. Исследования показали остро назревшую проблему оздоровления духовно-нравственного климата семьи. Партнерство социальных институтов наслега могло бы стать основой поддержки и сопровождения проблемных семей. Социум наслега позитивно настроен к использованию ИКТ. Для лабильности и обеспечения ресурсами партнерства социальных институтов при сопровождении семьи требуется мобильная связь и создание единого информационного культурно-образовательного пространства наслега. Но из-за ограниченной доступности каналов взаимодействия, слабого контакта между группами и низкой культуры коммуникации населения возникает проблема рассогласованности действий и интересов групп, что требует деятельностного овладения информационно — коммуникативной технологией участниками проекта.

Анализ существующей ситуации выделил следующие противоречия:

  • между необходимостью мобильного коммуникативного взаимодействия на современном уровне и недостаточной ИКТ-компетентностью субъектов для их партнерской деятельности;
  • между неравным обеспечением условий и распределением ресурсов по реализации задач социально-экономического развития и по улучшению духовно-нравственного климата семьи и повышения ее функций;
  • между современными духовно-образовательными потребностями населения и недостаточным набором культурно-образовательных услуг в наслеге.

Проблема и ее предпосылки

Данные противоречия определили следующую проблему: партнерское взаимодействие культурно-образовательных учреждений и гражданских сообществ по духовно-нравственному сопровождению семьи не отвечает современным требованиям коммуникативных технологий, которые содействовали бы успешному развитию духовности и нравственности семьи, что повысило бы качество образования детей. Предпосылками к постановке проблемы послужили следующие факторы: неравномерное распределение ресурсов при решении проблем социально-экономических и духовно-культурных; низкая информационно-коммуникативная деятельностная компетенция работников культурно-образовательных учреждений; ограниченность бюджетных средств на информатизацию; отсутствие мобильной связи и единого информационного пространства культурно-образовательных учреждений и гражданских сообществ по духовно-нравственному сопровождению семьи.

Цель проекта

Введение информационно — коммуникативной технологии в сетевое партнерство культурно-образовательных учреждений и сообществ наслега для решения актуальных проблем духовно-нравственного направления во взаимодействии с семьей.

Задачи

  1. Создать условия для формирования электронной культурно-образовательной информационной среды в каждом культурно-образовательном учреждении и сообществах наслега (библиотека, музей, клуб, школа, детсады).
  2. Повысить информационно-коммуникативную деятельностную компетенцию всех участников проекта.
  3. Создать условия для использования дистанционных культурно-образовательных технологий.
  4. Популяризировать деятельность культурно-образовательных учреждений для активизации вхождения семьи в единое культурно-образовательное пространство наслега.

Новизна проекта Разработка совместного проекта по введению ИКТ в сетевом взаимодействии культурно-образовательных учреждений и сообществ наслега для повышения эффективности духовно-нравственного направления Программы социально-культурного развития Октябрьского наслега.

Практическая значимость Модель партнерства социальных институтов наслега на основе информационно-коммуникативной технологии в сетевом взаимодействии по повышению духовно-нравственного климата семьи.

Условия реализации проекта

  • Использование ИКТ основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, также в соответствии с Уставом взаимодействующих учреждений, договорами сотрудничества, определяющими функции, права и обязанности сторон.
  • Информирование семьи о реализуемых программах, об организации культурно-образовательных мероприятий, достижений и проблем идет через современные информационно-коммуникативные технологии.
  • ИКТ обеспечивает открытость, прозрачность и доступность в изучении планов, программ, предоставление права всем субъектам проекта участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения при решении проблемы.

Механизм реализации проекта

  • Разработка и утверждение Концепции и Положения партнерства социальных институтов с введением ИКТ в сетевое взаимодействие.
  • Совершенствование материально-технической и методической базы культурно-образовательных учреждений по ИКТ.
  • Распределение ресурсов для деятельностного использования ИКТ.
  • Формирование единого информационного пространства с партнерами по сетевому взаимодействию с использованием ИКТ.
  • Подготовка пакета нормативно-правовых документов по использованию ИКТ.
  • Разработка и реализация совместно с семьей проекта «ИЛиМ» по микрорайонам наслега (түөлбэ).
  • Деятельностное использование ИКТ в сетевом взаимодействии с семьей социальных институтов наслега.
  • Совместные дистанционные ИКТ-разработки, проектирование, экспертиза и коррекция культурно-образовательного партнерства с семьей.
  • Введение ИКТ при комплексно-тематическом планировании совместных мероприятий проекта на основе партнерства культурно-образовательных учреждений и сообществ с семьей.

Механизм управления проектом

  • Администрация муниципального образования совместно с Советом түөлбэ, МОО «Куочай ыччата» курируют сетевое взаимодействие социальных институтов наслега.
  • Проектный Совет выполняет функцию общей координации по реализации проекта «Ситим-ИЛиМ».
  • Временный творческий актив разрабатывает практико-ориентированные подпрограммы и реализацию комплексно-тематического плана мероприятий проекта.
  • Эксперты проекта курируют и вносят коррекции в практическую деятельность субъектов проекта.

Направление

Обязательства

в части деятельности как партнера в сетевом взаимодействии культурно-образовательных учреждений с семьей

Деятельность учреждения в сетевом взаимодействии социума:

  • Еженедельно — 1 деловая встреча с партнерами в сети Интернет;
  • Ежемесячно −1-2 мероприятия по туелбэ;
  • Ежегодно — 4-5 общих мероприятий по наслегу с семьей;

в части реализации модели культурно-образовательного партнерства

Реализации комплексно-тематического плана по совместному проекту с охватом в среднем каждым учреждением:

  • за неделю— не менее чем 10 жителей наслега;
  • за месяц — не менее чем 40;
  • за год — не менее чем 300;

каждым культурно-образовательным учреждением.

Распределение обязанностей

Администрация наслега

  • информирование социума наслега о партнерстве социальных институтов по проекту «Ситим-ИЛиМ»;
  • курирование ИКТ партнерства социальных институтов наслега по культурно-образовательному взаимодействию с семьей;
  • финансирование ИКТ в деятельности партнерства;
  • экспертиза реализации проекта «Ситим-ИЛиМ».

Руководители учреждений

  • обеспечение функционирования ИКТ в соответствии с нормативно-правовыми документами;
  • заключение договоров между учреждениями по культурно-образовательному взаимодействию с семьей;
  • создание необходимых условий для повышения квалификации ИКТ;
  • разработка бизнес плана по проекту «Ситим-ИЛиМ».

Ответственный за ИКТ-партнерство в сетевом взаимодействии

  • организация помощи при создании сайтов;
  • разработка план-проекта по ИКТ партнерству социальных институтов и сообществ наслега с семьей;
  • координация отношений между всеми партнерами сетевого взаимодействия через ИКТ.

Ожидаемые результаты

  • Повышение деятельностной ИКТ-компетенции работников культуры, образования и родителей в вопросах использования современных средств коммуникации;
  • Обновление форм партнерства культурно-образовательных учреждений между собой и с населением (семьей) по повышению духовно-нравственного статуса семьи;
  • Публичность и открытость деятельности культурно-образовательных учреждений и общественных организаций;
  • Деятельностное функционирование информационно — коммуникативной службы учреждений наслега в сетевом взаимодействии по повышению духовно-нравственного климата семьи.

Индикаторы достижений и форма подтверждения

Индикаторы достижений

Форма подтверждения

Разработка и утверждение пакета документов по ИКТ в области культурно-образовательного партнерства, сетевого взаимодействия социума наслега с семьей.

Социально-педагогические концепции, положения, проекты, комплексно-тематические планы разработанные совместно администрацией наслега с целью создания единого культурно-образовательного пространства.

Рост популярности проекта. Активность семьи и эффективность использования ИКТ в сетевом взаимодействии.

Анкеты, отзывы о реализации проекта со стороны педагогов, родителей, общественности, рекомендации, документально зафиксированные в средствах информирования (сайт, газета, местное телевидение, радио). Снижение количества разводов, алкоголизации населения по сводкам госстатистики.

Приобретение молодыми сотрудниками опыта проектной и деятельностной ИКТ-компетентности в работе с семьей.

Рефлексия инновационной деятельности, оформленная в сборник статей и методических материалов — 2-3 сборника молодых сотрудников учреждений.

Трансляция опыта в рамках проекта; презентация модели введения ИКТ в сетевом взаимодействии соц. институтов.

Подготовка к изданию не менее 5-6 статей с методическими рекомендациями, 7 выступлений на городских НПК, республиканских конкурсах, ярмарках.

Угрозы и способы коррекции негативных последствий

Угрозы

  • Неукомплектованность кадрами (инженерами-программистами, ИКТ специалистами);
  • невостребованность какого-либо из направлений работы или необходимость появления новых направлений ИКТ в связи с изменением потребностей субъектов проекта;
  • недостаточное оснащение учреждений компьютерной техникой, ЭОР, ограниченный доступ к интернет-связи;
  • отсутствие финансирования проекта.

Коррекция

  • создание благоприятных условий для привлечения ИКТ- специалистов;
  • разработка системы морального и материального поощрения;
  • изыскание возможности финансирования идей проекта и оснащения учреждений (гранты, спонсорская помощь, бюджет).

Ресурсы

Показатели

Уровень

Результативное участие в инновационных проектах

Федеральный, республиканский, региональный

Достаточный уровень материально-технического, информационного обеспечения

Не соответствует современным требованиям.

Высокий уровень информационного обеспечения

Разработка функционального сайта учреждений

Наличие опыта взаимодействия социума наслега

Наличие опыта партнерства социальных институтов по программе «Ситим» социально-экономического развития наслега

Ресурсы проекта

I. Основные законы Российской Федерации в области ИКТ

II. Научно-методические

  • функционирование творческой группы по реализации проекта;
  • разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • оснащение учреждений методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ.

III. Кадровые

  • создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
  • привлечение необходимых специалистов извне;
  • создание творческих групп.

IV. Информационные

  • формирование банка данных по реализации проекта;
  • мониторинговые мероприятия;
  • организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.

V. Материально-технические

  • оснащение учреждений средствами ИКТ нового поколения;
  • обеспечение доступа к Интернет-связи всех культурно-образовательных учреждений наслега.

VI. Информационно — коммуникативная служба учреждений

  • сайты культурно-образовательных учреждений;
  • редакционно-издательская деятельность: электронная газета, журнал, буклет и т. п.;
  • создание медиатеки;
  • электронная информационная деятельность.

VII. Финансовые

  • смета расходов культурно-образовательных учреждений;
  • бюджет учреждений;
  • спонсорская и благотворительная помощь;
  • гранты.

VIII. Родители

  • информирование о ходе реализации проекта;
  • активное участие в реализации культурно-образовательных мероприятий;
  • обратная связь через ИКТ с культурно-образовательными учреждениями.

О бюджете проекта

  • На начальной стадии реализации проекта используются средства, предусмотренные бюджетом учреждений (в рамках плана ФХД);
  • На последующих этапах за счет привлечения внебюджетных доходов в виде Грантов, спонсорства, оказания платных услуг;
  • В ходе реализации проекта «Ситим-ИЛиМ» могут возникнуть широкие возможности для бизнес-проектирования и предпринимательской деятельности.