Мы сотрудничаем с родителями, помогаем им растить успешного ребенка, радостно воспринимающего жизнь.

8 (411) 34 3-34-20
Написать нам

Первые шаги

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ВВЕДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В СЕЛЬСКОМ ДОУ

Старший воспитатель Ильинова Т.Л.
МБДОУ ЦРР – детсад им. А.Г. Габышева
с. Антоновка Нюрбинского района
Республика Саха (Якутия)

Аннотация
В статье описывается опыт организации работы по образовательной робототехнике в дошкольной образовательной организации сельской местности. Раскрыты основные формы работы, даны этапы деятельности ребенка, целевые ориентиры. Представлен проект «РОБиК» по раскрытию задатков и развитию способностей технического мышления и творчества дошкольника на основе образовательной роботехники.

У нас в России, особенно в сельской местности, для детей дошкольного возраста, мало представлено такое направление, как робототехника.  А именно образовательная робототехника прекрасно развивает основы технического мышления, и техническую изобретательность у детей. В странах с высокой технологией - Китае, США, Корее и Японии дети с детского сада посещают инновационные центры робототехники. И здесь, как нигде улучшилось качество, повысилась точность, ускорились темпы развития высокой технологии.
Начиная введение образовательной робототехники в наш детский сад, мы в начале пути создали среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия задатков технического мышления и развития его потенциала в этом направлении. И в этой среде ребенок свободно действует. Базой для занятий с детьми стали учебные наборы образовательной робототехники корейской фирмы HUNA- Kicky и Fun&bot. Это наборы начального уровня с пластиковыми деталями и минимумом электроники. Наборы учат основам конструирования, простым соединениям и механизмам. Это пока не программируемый этап робототехники, а предварительного знакомства с робототехникой для детей 6-7 лет.
Роботы этого уровня не программируются, в наборы не включена программируемая плата. И это большой плюс для маленьких детей, так как дети пока не могут составлять и писать программу, разрабатывать алгоритм. Важно, что детям доступна сборка робота по схеме, с чем они справляются довольно быстро. Затем обязательно включается свободная игра с собранным роботом, от чего они получают большое удовольствие и радость, укрепляется желание дальше заниматься робототехникой.
Педагог активно мотивирует и привлекает ребёнка к деятельности по конструированию робототехникой. Конструирование робототехникой, и последующая игра этим роботом вызывает у ребенка яркие, незабываемые эмоции. Ребенок, увидев результат своих действий, испытывает восторг, чувствует себя увереннее, повышается самооценка. И все это – хорошая основа для дальнейшей мотивации малыша, развития его инициативы. А этому способствует создание проблемной ситуации, совместная с родителями разработка проекта, взаимное обучение и эвристический диалог.
Конструирование робототехникой – это одно из инновационных образовательных средств. Основные формы и методы образовательной робототехники:
• традиционные
• словесный (рассказ, объяснение, беседа);
• наглядный (показ, театр, видеопросмотр);
• репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
• стимулирование и мотивация деятельности (игра,  поощрение).

• конструирование робототехникой, соревнования моделей роботов;
• выполнение вариативных заданий по сборке модели.

Организация непрерывной образовательной деятельности по робототехнике состоит из 3 этапов:
1. Вводный этап – создание мотивации у детей; опора на личный опыт детей; использование настольного театра и анимации; введение персонажа (Кикки); рассказывание сказок, притчи, басен; обеспечение условий.
2. Основной этап – инструктаж по сборке модели робота; ознакомление с деталями; чтение схемы, чертежа; обдумывание, обговаривание; сборка модели; создание своего варианта робота с дополнением или изменениями.
3. Заключительный этап – осмысливание итогов деятельности; оценка модели, ее возможностей; игра роботами; по ситуации – замена деталей, изменение поведения модели; анализ достижений и возможных путей решения проблем.
НОД шла по 4-6 детей, с начинающими тренер вначале работал индивидуально. Курс был рассчитан на 32-34 часа, шел два года, начиная со старшей группы.
Работа с родителями
Родители охотно откликнулись на организацию образовательной деятельности по робототехнике. Каждый родитель, посетив занятия детей по образовательной робототехнике, был готов приобрести набор для домашнего занятия, но цена набора многих остановила. Тем не менее, посещая семейный клуб, организованный воспитателем в детском саду, родители с большим интересом занимались с детьми. И эти посещения заметно разнообразили и обогатили общение отца и матери с ребенком. Во время клубных встреч также были организованы презентации моделей роботов, собранных детьми; в вестибюле демонстрировался видеофильм и фото-отчет детских занятий, игр, издавалась внутрисадовская газета, оформлялся буклет.
Мы решили в работе с родителями, как и у педагогов, задействовать интернет ресурсы, чтобы расширить коммуникативный потенциал. Веб-форум организует общение сообщества родителей, блог позволит родителям получить необходимую информацию.
Педагоги подметили, что образовательная робототехника способствует развитию творческих способностей ребенка, оттачивает логику мышления и помогает ему при переходе от игры к учебе. Действительно, детей увлекающихся робототехникой отличают фантазия и воображение, стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать.

Педагоги нашей ДОУ и учителя начальной школы село Антоновка, отмечают, что у этих детей более развиты пространственное и ассоциативное мышление и память. В процессе конструктивной деятельности у них сформированы такие важные качества личности, как самостоятельность, упорство при достижении цели, организованность и первоначальные навыки работы в команде, что важно при обучении в школе.

В итоге нашей образовательной деятельности по робототехнике мы провели в детском саду I фестиваль по робототехнике, где турнир команд с участием родителей прошел на высоком уровне. В честь 75-летия Победы в Великой отечественной войне на базе нашего детского сада был проведен районный фестиваль образовательной робототехники с участием детских садов и начальных школ. И также – первый региональный фестиваль образовательной робототехники для улусов Вилюйского региона.
Представители нашего ДОУ в составе делегации РС(Я) выезжали в г.Тэджон (Южная Корея) на 4 Международные юношеские соревнования по робототехнике. Воспитанники нашего детского сада участвовали в IV Республиканском фестивале образовательной робототехники РобОТС, стали победителями соревнования «Миссия для дошкольников STEAМ миссия HUNA». И получили приглашение участвовать в Российском фестивале образовательной робототехники в Санкт-Петербурге и путевку в Южную Корею.
Наши первые шаги в образовательной робототехнике показали увлеченность педагогов и малышей, интерес и поддержку родителей. И это вдохновило нас на разработку проекта по раскрытию задатков и развитию способностей технического мышления детей старшего дошкольного возраста образовательной робототехникой.

Южная Корея
2015 International Youth Robot Competition Korea

Литература:
1. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей. — СПб.: Наука, 2013. — 319 с.
2. Халамов, В. Н. Робототехника в образовании / В. Н. Халамов.; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. — 2013. — 24 с.
3. Робототехника для детей и их родителей  Ю. В. Рогов  Челябинск, 2012. — 72 с.: ил.
4. Интернет ресурсы
5. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов, автор: Ишмакова М.С.
6. Основы образовательной робототехники, автор: Мякушко А.А.
7. Робототехника для детей и их родителей: учебно-методическое пособие